Чистовик
К списку книг
ла слабенькая лампочка без плафона. Имелись и две двери – с цифрами «3» и
«4».
– А тройка куда ведет? – спросил я.
– Антик.
– У, – сказал я с понимающим видом. – Смешное место.
– Отсталый, нелепый, примитивный мир ! Как можно – добровольно остановить на учно-
технический прогресс?
– А социальный?
– Социального прогресса вообще не существует, юноша. – Цебриков фыркнул. – Вот я вам такой
пример п риведу: в году одна тысяча восемьсот двадцать пятом приехал я в Санкт-Петербург
посетить одну прелестную девицу, обсудить с ней «Северные цветы», первый выпуск, и нажраться с
друзьями насколько денег хватит… А тут у Манежа – толпа. Знакомые офицеры. Сабли наголо, все
несутся куда-то… Я им кричу: «Куда вас черт несет, карбонарии!» Бегу следом, увещеваю… Что там
дальше случилось – знаешь, наверное? Ну так вот, а какой-то дурак квартальный на расследовании
показал, будто я кричал «В каре против кавалерии!». У него, видать, уши давно шерстью заросли…
И как я ни оправдывался, как ни возмущался – загремел вместе с декабристами. Был разжалован в
солдаты, на Кавказе с дикими горцами воевал… Так вот , милый юноша ! Скажите мне – чем
отличаются те события почти двухсотлетней давности от нынешних ?
Глупая власть, восстанавливающая против себя народ; честолюбивые заговорщики , которым плевать на этот
народ; трусливые караульные, готовые возвести понапраслину, лишь бы с себя вину снять ; суд
скорый и неправедный ; волнения и жестокости н а Кавказе… Скажите мне, существует ли такая
вещь, как прогресс социальный, как развитие общества – от дурного к лучшему , от жестокого к
гуманному?
Я молчал.
– Нет, нет и нет! – сказал Цебриков с чувством. – Вот потому я доволен св оей нынешней участью.
Мне не жмет цепь, на которой я сижу. Чудеса техники, возможность всемирового общения, чудная
вольность нравов – во всем э том нахожу я настоящие успехи рода человеческого. А вовсе не в
социальных институтах, которые служат лишь успокоению нравов черни и самообольщению
правящих верхов.
– Значит, интернет? – спросил я.
– Да, – с вызовом о тветил Цебр иков. – Интернет. Телевизор. Телефон. Компьютер. Вот в чем
величие человеческого духа! А за этой дверью – ваш Вероз. Добро пожаловать!
– Как мне найти таможенника Андрюшу? – спросил я.
– А, так вы проездом к нашим татарам? – Цебриков кивнул. – Сейчас все объясню.
Запустив руку в карман, он некоторое время рылся там, потом достал ключ – старинный,
массивный. Похоже, его обиталище постепенно осовременивалось, мимикрировало под
окружающую обстановку, а вот такие мелочи, как ключ, – не менялись.
А может, ключи и не могли меняться?
Он отпер дверь и торжественно протянул руку:
– Глядите!
Я поморгал от света – здесь утро уже наступило. Башня (или как оно с этой стороны выглядит?)
стояла, как водится, уединенно – посреди какой-то мелкой малоэтажной застройки явно нежилого
типа. Не то гаражи (хотя какие в Верозе гаражи?), не то сараюшки. По большей части с невысокими,
в человеческий рост, куполами и крошечным ограждением. Интересно…
Что радовало – опять-таки, как водится, башня стояла на невысоком пригорке, и обзор был
неплохой. Город начинался метрах в двухстах . Совершенно незнакомый, не похожий на Москву, с
частыми башенками смутно знакомых очертаний…
– Минареты, что ли? – воскликнул я.
– Конечно. Тут нашей России вообще нет , юноша. Тут татары , там финны , здесь вятичи , там
кривичи… Московия, если угодно ее так называть, занимает немного места и населена большой
частью мусульманами . Хорошо хоть, здесь мусульмане не такие горячие, как у нас. – Старик
фыркнул. – Вон, впереди, видите голубенький купол?
– Угу…
– Это храм Исы-пророка.
–