Лукьяненко Сергей - книги бесплатно скачать - Текст книги "Шкафы книг не читают" страница №3

Шкафы книг не читают

К списку книг

ория же литературы знает массу случаев, когда
в силу политических, идеологических и иных причин все эти "приговоры"
неоднократно пересматривались, чередуя амнистии и анафемы. Смущает другое.
Сейчас уже никто в здравом уме не решится отпевать российскую фантастику:
количественные параметры растут, книг из года в год издается все больше и
больше, с такими темпами мы скоро "догоним и перегоним"... Однако число
мало-мальски приличных авторов, работающих именно в научной фантастике,
остается прежним. Hе имеет значения, что тому причиной - потеря читателя,
имеющего склонность к решению интеллектуальных задач, смещение социальной
активности, изменение парадигмы стимулов и реакций... Засилье фэн-тезийной
литературы, как мне представляется, медленно, но неуклонно ведет к
переориентации читателя (в первую очередь - юного) в сторону мистики,
магии, эзотерики всякой. Если еще добавить к этому стремительную утечку
мозгов специалистов научного и технического профиля, то не получим ли мы в
обозримом будущем страну без инженеров (которых, что греха таить, и сейчас
переизбыток), но зато кишащую шаманами, волхвами, экстрасенсами? Кто,
спрашивается, ракеты будет делать?
С.Л.: А вот это, и впрямь, проблема серьезная. Фантастика "средняя" и даже
"плохая", на мой взгляд, все-таки неизбежна (иначе - кто возьмется делить
ее на сорта и что из этого выйдет?). Зато складывающийся перевес фэнтези
над научной фантастикой - симптом тревожный. Социальной фантастики,
традиционно важной и заметной в России, мы сейчас затрагивать не будем.
Ограничимся именно противостоянием "фэнтези против научной фантастики".
Hет, я не против фэнтези. Я и сам люблю ее читать. Я и сам ее иногда пишу.
Hо ведь даже среди "научной фантастики", если взглянуть беспристрастно,
изрядную долю составит все та же фэнтези - только сменившая магию на
"психическую энергию", мечи волшебные на мечи лазерные, принцесс сказочных
на принцесс звездных. Вот сказал это и задумался - ведь сказанное частично
относится и ко мне самому... Проблема, наверное, возникла после появления
на российской почве жанра "космической оперы" - который пишется и живет по
всем канонам фэнтези. Писать космические оперы - проще. Читать их (при
условии некоторого таланта автора) - дело веселое и не требующее усилий.
Казалось бы, прекрасно - раз литература должна и развлекать, то должна быть
литература только развлекающая. Ей не нужно подробно описывать читателю,
как работает ядерный реактор и как рассчитываются орбиты для межпланетных
перелетов. Ей можно не задумываться о малейшем научном правдоподобии. Hо
вот перевес подобной фэнтези, без разницы - сказочной или наукообразной,
настораживает. Если мы посмотрим на историю западной фантастики, а это дело
очень полезное, то заметим, что наряду с валом сказочной фэнтези и
космических опер возникают те или иные волны научной фантастики. Именно
волны - то на передний план выходит космическая фантастика, то киберпанк,
то книги о биологических и генетических экспериментах, то, к примеру,
космическая фантастика об освоении Марса. И каждый раз вскоре после этого
общество реагирует увеличением научных изысканий в той или иной области - в
космонавтике, компьютерном деле, биотехнологиях... Сейчас идет волна
интереса к Марсу. Причем, если первая волна возникает буквально через
год-другой, то вторая - лет через десять-пятнадцать, когда начинают
работать дети, воспитанные на этой фантастике. Специальный ли это
"интеллектуальный пиар", продуманный и финансируемый государством? По
большей части нет (разве что в случае с Марсом целенаправленность акции
хорошо заметна). Вероятно, первоначально фантасты выступали своего рода
выразителями тех неосознанн


Страница: 1 2 3 4 5 6