Спектр (каждый охотник желает знать)
К списку книг
и предпочитают тихое исчезновение. Впрочем, версия не хуже любой другой.
Давид кивнул:
- Да, конечно… Но я с тех пор стал выбирать планеты без лун. Они посмеялись, как и положено уважающим друг друга людям после такой истории.
- Я все-таки пойду, - сказал Мартин и встал. - Не стану дожидаться вашего друга. У вас есть почта на Землю?
- Да. - Давид вскочил, нырнул в палатку и через миг вернулся с увесистым пакетом. - Тут письма, дискеты… медальоны погибших… и несколько образцов для университета… ничего? Меньше трех килограммов…
В его голосе появились легкие просящие нотки.
- Давайте, - согласился Мартин.
Они пожали друг другу руки, и Мартин пошел к Станции. На веранде никого не было, но Мартин шел уверенно, по-деловому, как человек, которому назначено определенное время.
И ключник появился. Вышел, притворив за собой деревянную дверь, уселся в кресло, принялся раскуривать трубку. На нем был густой махровый халат, ключник то ли замерз, то ли вскочил с постели.
Мартин остановился перед ступеньками.
Ключник пыхтел, посасывал трубку, снова и снова щелкал зажигалкой. Наконец трубка задымила ровно, и ключник удовлетворенно откинулся в кресле. Посмотрел на Мартина - то ли с доброжелательной иронией, то ли с легким раздражением.
- Здравствуй, ключник, - сказал Мартин.
- Здравствуй, путник, - кивнул ключник. - Входи и отдохни.
Мартин поднялся, сел напротив ключника. Помолчал, потом сказал:
- Я хотел бы рассказать тебе историю.
- Здесь грустно и одиноко, путник, - сказал ключник. - Поговори со мной, путник.
Мартин закрыл глаза. Он не знал, о чем сейчас будет говорить. Лучшими историями всегда были те, которые он сам не знал до конца. Мартин понимал лишь одно - сейчас он станет говорить о…
- Рождаясь, человек несет в себе мир, - сказал Мартин. - Весь мир, всю Вселенную. Он сам и является мирозданием. А все, что вокруг, - лишь кирпичики, из которых сложится явь. Материнское молоко, питающее тело, воздух, колеблющий барабанные перепонки, смутные картины, что рисуют на сетчатке глаз фотоны, проникающий в кровь живительный кислород - все обретает реальность, только становясь частью человека. Но человек не может брать, ничего не отдавая взамен. Фекалиями и слезами, углекислым газом и потом, плачем и соплями человек отмечает свои первые шаги в несуществующей Вселенной. Живое хнычущее мироздание ползет сквозь иллюзорный мир, превращая его в мир реальный.
Ключник молчал, посасывал трубочку. Мартин перевел дыхание.
- И человек творит свою Вселенную. Творит из самого себя, потому что больше в мире нет ничего реального. Человек растет - и начинает отдавать все больше и больше. Его Вселенная растет из произнесенных слов и пожатых рук, царапин на коленках и искр из глаз, смеха и слез, построенного и разрушенного. Человек отдает свое семя и человек рождает детей, человек сочиняет музыку и приручает животных. Декорации вокруг становятся всё плотнее и всё красочнее, но так и не обретают реальность. Пока человек не создаст Вселенную до конца - отдавая ей последнее тепло тела и последнюю кровь сердца. Ведь мир должен быть сотворен, а человеку не из чего творить миры. Не из чего, кроме себя.
Ключник отложил трубку. Мартин ждал.
- Ты развеял мою грусть и одиночество, путник. Входи во Врата и продолжай свой путь.
Мартин кивнул ключнику и поднялся.
- Можно считать, что каждый - Вселенная, - сказал ему в спину ключник. Можно считать, что каждый - лишь буква в краткой истории Вселенной. Это не слишком многое меняет, Мартин. Становимся ли мы после смерти мирозданием, или всего лишь буквой на обелиске - что это значит для мертвого?
Мартин обернулся. Быстро, как только мог.
Ключника в кресле уже не было, лишь слабо дымилась забытая трубка.
Впрочем, какая разница? Сидит ли ключник в кресле, или перенесся за тысячи световых лет - что это значит, если ключники не отвечают на вопросы?
Но Мартин все-таки сказал:
- Спасибо, ключник.