Спектр (каждый охотник желает знать)
К списку книг
блен. Может быть, мальчик хорошо умел убеждать сам себя, а может быть, пришел его час, но он действительно влюбился. И все было хорошо, пока любовь не ушла. К тому времени мальчик уже стал юношей, но расстраивался так же искренне, как в детстве. Он решил, что это была какая-то неправильная любовь, и полюбил снова. И снова, и снова - когда любовь уходила. Он верил сам себе, когда говорил "люблю", и он не врал. Но любовь гасла, и юноше пришлось поверить - так случается на самом деле. Тогда юноша решил, что смысл жизни - в таланте. Он стал искать талант у себя, хотя бы самый пустяковый. Ведь юноша уже знал, что настоящая любовь может разгореться от слабой искры, значит, и талант можно растить. И он нашел у себя талант, крошечное зернышко таланта, и стал растить его бережно и любовно, так же как растил в себе любовь. И у него получилось. Его полюбили за его дела, он стал нужен людям, в жизни его вновь появился смысл. Но прошло время, юноша стал взрослым мужчиной и понял, что обрел смысл своих умений, а не смысл своей жизни. Он снова очень расстроился и удивился. Он стал искать смысл жизни в удовольствиях - но они радовали только тело и стали смыслом только для желудка. Он искал смысл жизни в Боге - но вера радовала лишь душу, и лишь для нее стала смыслом. А для чего-то маленького, жалкого, наивного, что не было ни телом, ни душой, ни талантом, - вот для этого, составлявшего личность мужчины, смысла так и не было. Он попробовал все сразу - верить, любить, радоваться жизни и творить. Но смысл так и не нашелся. Более того, мужчина понял, что среди немногих людей, ищущих в жизни смысл, никто так и не смог его найти.
- Смысл этой истории заключается в том, что жизнь лишена смысла? - спросил ключник.
Мартин покачал головой:
- Нет.
- Однажды ты рассказывал о человеке и его мечте, - сказал ключник. - Я не нахожу глубоких различий между этими историями.
- Это лишь потому, что ты близок ко всемогуществу, - сказал Мартин. - У тебя есть смысл жизни, но нет места для мечты. У аранков есть мечты, но нет смысла. А у людей… у людей есть и то, и другое.
- Радуют ли тебя, Мартин, мечты, которые ты не можешь осуществить, и смысл, который не можешь найти?
- Меня радует, что я умею мечтать и ищу смысл.
- Движение - всё, - задумчиво сказал ключник. - Твой рассказ не окончен, Мартин.
- Он не может быть окончен, - ответил Мартин. - Никогда. Ключник покачал головой:
- У каждой истории есть свой финал. Здесь грустно и одиноко, путник.
Мартин вздохнул, но ключник продолжал говорить:
- Но я засчитываю твой рассказ условно. Входи во Врата и продолжай свой путь. Но если в следующий раз ты не сможешь закончить эту историю, Врата не будут открыты для тебя.
Мартин оцепенел. Помотал головой, глупо переспросил:
- Ты засчитываешь историю, которая тебе не понравилась? Ключник молчал.
- Если я не расскажу ее финал, я не смогу вернуться с Мардж?
Ключник молчал.
- Ты хочешь, чтобы я дал ответ, который не смогло найти все человечество?
Ключник налил себе чая.
Мартин поднялся. Оглядел комнату - одну из многих "комнат для историй" московской Станции.
Возможно, он видит ее в последний раз. Он получил билет в один конец. У истории, которую он опрометчиво стал рассказывать ключнику, нет продолжения!
Мартин посмотрел на ключника.
Ключник поднял глаза. И улыбнулся.
- Я расскажу тебе финал этой истории, - сказал Мартин. - Это будет в мире Дио-Дао, и передо мной будет сидеть другой ключник. Но я знаю, что рассказывать буду тебе. До свидания, ключник.
- До свидания, Мартин, - сказал ключник. - Ищи свой смысл.
* * *
В зале ожидания сегодня было накурено и людно. Почти все кресла и диваны оказались заняты. Один диван оккупировала компания молодых людей, изъясняющихся на исковерканном русском языке с примесью не менее исковерканного иврита. Мартин такой тип знал неплохо - это было одно из последних безумных молодежных увлечений. Сидящий