Лукьяненко Сергей - книги бесплатно скачать - Текст книги "Искатели неба - 2" страница №52

Искатели неба - 2

К списку книг

сказал Комаров, - считает, что беды и несчастья посланы людям в испытание и не являются подлинным злом.
Такого же мнения придерживается ислам. Мы же, последователи Фомы Аквинского, считаем, что Бог, при всем его могуществе и доброте, не является всемогущим.
Поэтому и существует в мире зло!
- Я не знал, что аквинцы существуют в Руссии, - сказал епископ. - Крайне любопытно.
- При всем моем уважении к Церкви и всей Державе, - со вздохом ответил Комаров, - я не рискнул бы назвать их образцом терпимости и широты взглядов.
После смерти святого Фомы Аквинского его последователи нашли прибежище при дворе хана Петра. Наша секта немногочисленна, но не является запрещенной в Руссии.
- Поправьте меня, если я ошибаюсь. - Епископ жестом прервал Комарова. - Вы допускаете существование враждебной Богу силы? Так называемого дьявола, падшего ангела?
Комаров радостно заулыбался, будто известие это доставило ему радость.
- Да, конечно. Не в буквальном смысле, разумеется, а в плане злого начала!
Как Бог представляет собой великое добро, добрую Силу, так и дьявол - воплощение зла, сила зла. Подобно тому, как Бог проявляет себя в людях и мире, так и дьявол борется за души людей. Некоторым людям удается изгнать дьявола из своей души полностью и обрести святость. Так, например, этого достигли Искупитель, Сестра его, Будда, Магомет...
Жерар Светоносный явно веселился. Наконец-то он нашел достойный повод для иронии - последователя древней ереси, давно забытой в Державе!
- Как я понимаю, вы чтите Искупителя и Сестру, но лишь как людей, обычных людей, сумевших изгнать из души зло?
- Да. И тем самым приблизившихся к Богу, ибо, изгоняя дьявола, мы оставляем в своей душе место лишь для творца.
- Что ж, я не удивлен судьбой аквинцев в Державе... - заметил епископ. - Ну а что же так восхищает вас во встрече со мной? Я - слуга святой Церкви и, несмотря на известную широту взглядов, не склонен восхищаться вашей ересью.
Комаров развел руками.
- О, я вовсе не склонен к пустым надеждам! Но наша маленькая церковь давно уже с любопытством и восхищением наблюдает за вами... поскольку считает, что на пути отрицания зла вы прошли дальше, чем кто-либо из живущих ныне...
Жерар засмеялся.
- Я понимаю, как веселят вас эти слова, - ничуть не смутившись, сказал Комаров. - Но так и должно быть. Человек, приобщающийся к добру, обычно не замечает этого сам.
Он замолчал. Посмотрел на улыбающегося Антуана. На весело смеющегося Жерара. Потом посмотрел на меня - и пожал плечами. Сказал:
- Простите, что потревожил вас в поздний час. Но если однажды вашему святейшеству захочется провести хоть немного времени в беседе со мной - я буду счастлив.
Жерар молча кивнул.
На этом руссийский барон и откланялся. Несколько расстроенный приемом, но ничуть не смущенный. Я проводил его до двери, а когда вернулся - Жерар с Антуаном обсуждали визит. Говорил в основном Жерар:
- Вся беда аквинцев, в общем-то не склонных к глупости, - говорил Жерар, - в простейшем непонимании мудрости и милосердия Бога. Они возмущаются злом, что творится в мире. Да, мир полон зла. Но к чему придумывать несуществующие страхи и беды? Господь дал людям свободу воли! Право выбирать, какими быть! Значит, все причины зла в мире - в нас самих. Разве не мог Бог предотвратить грехопадение? Мог. Но он же дал людям свободу выбора! Бог всемогущ и добр, именно поэтому он позволяет людям творить зло, хоть это и причиняет ему боль...
- Бедный Бог! - вздохнул я.
- Да! - в запале согласился Жерар. И замолчал, медленно багровея.
- Пойду-ка я спать, ваше преосвященство, - быстро сказал я. - Завтра у нас день трудный, полный забот...
Антуан, едва заметно улыбаясь, кивнул мне. А Жерар Светоносный только рыкнул что-то неразборчивое.
Только в своем номере я рискнул улыбнуться. Вот ведь, как над другими смеяться, так епископ всегда найдет и правильные слова, и верные доводы. А за самим собой в азарте не уследил